Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 2"

Место нахождения: Кемеровская область, город Междуреченск, проспект Коммунистический, 9
e-mail: school-2@bk.ru
Директор МБОУ СОШ № 2 - Гапоненко Ольга Юрьевна : 8(38475) 2-28-95, факс 8(38475) 6-10-44        
Сайт МКУ "Управление образованием Междуреченского городского округа" : http://ko.m-sk.ru/ 
      

 

Профилактика самовольных уходов из дома

 
Презентация: Причины и профилактика самовольных уходов из дома.
Профилактика самовольных уходов из дома
Поведенческие  реакции в виде уходов из дома, побегов из детских учреждений может быть мотивированной и немотивированной.
Мотивированная поведенческая реакция обусловлена психологически понятными причинами и вытекает из самой ситуации, в которой оказался подросток (к примеру, побег из летнего лагеря, где подростка унижали сверстники или уход из дома после серьезного конфликта с родителями).
 Другое дело, что это не самый лучший способ реагирования, но если подросток реагирует именно так, то значит, он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания. И задача родителей, педагогов, психологов в этом случае – расширить эмоционально-поведенческий репертуар реагирования подростка, научить его разнообразным стратегиям поведения.
     Мотивированные уходы на фоне острой  психотравмы возникают:
  • как обдуманные или импульсивные и могут быть проявлением пассивного протеста у астеничных (слабых), эмоционально-лабильных (крайняя изменчивость настроения, быстрая и мало предсказуемоепереключение эмоционального состояния), сенситивных личностей (пугливые, боязливые);
  • или выступать как реакция эмансипации у гиперактивных (состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму) и аффективно-возбудимых личностей (раздражительных, взрывчатых);
  • как реакция избегания общения у шизоидных личностей (Обычно считают, что это то состояние, когда человек не может разграничить реальный мир и воображаемый.);
  • как демонстрация реакции у истероидных личностей (выделяют в этом психотипе склонность к привлечению к себе внимания, к притворству; склонность легко поддаваться влиянию окружающих).
На фоне хронической психотравмы (постоянной стрессовой ситуации) мотивированные уходы становятся привычными (стереотипными) – формируется «привычка», когда подросток привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать. Когда это происходит, то можно говорить о том, что мотивированные уходы начинают превращаться в немотивированные.
Иногда внезапный уход может произойти на фоне сниженного настроения, причем это изменение в настроении никак невозможно объяснить ситуацией. Наконец, уходы и побеги могут быть проявлением психического заболевания (эпилепсия и эпилептиформные состояния, маниакально – депрессивный психоз шизофрения, деменция и умственная отсталость).
Степень тяжести синдрома уходов и бродяжничества определяется следующим образом:
легкая:
  • не более чем на 7 дней 1 раз в месяц;
  • ночное посещение компьютерных клубов, попрошайничество, прогулы;
  • критика частичная, нет противоправных действий, нет аддиктивного поведения, встречается при ситуационных личностных реакциях, резидуально-органической неполноценности нервной системы, пограничной интеллектуальной недостаточности.
средняя:
  • уходы на 2-3 недели, 1-2 раза за 2 месяца;
  • попрошайничество, жизнь в подвалах, чердаках;
  • противоправные действия, алкоголизация, токсикомания, агрессивность без критики, встречается при смешанных специфических расстройствах развития, формирующихся аномалиях характера (психопатия), умственной отсталости.
тяжелая:
  • уходы на 1-2 месяца, 2 раза  за 6 месяцев;
  • асоциальная жизнь, противоправные действия, алкоголизация, токсикомания, агрессивность;
  • невозможность контролировать свое поведение – встречается при психических заболеваниях.
Что могут сделать родители, чтобы предупредить ситуацию уходов и побегов подростков из дома 
1. Осознание факта, что ваш сын или дочь  - уже не ребенок (по крайней мере, он или она хочет, чтобы все вокруг так думали), поэтому и отношения с подростком нужно строить ПАРТНЕРСКИЕ. Это значит, что директивный стиль взаимоотношений типа «как я сказал, так и будет!» можно с почестями похоронить. Важно предоставлять информацию и факты,  а выводы подросток будет делать сам. Многие «капризы» подростков можно понять и принять, если знать психологическую подоплеку их поведения.
2. Общение со сверстниками необходимо подросткам как дыхание, и они чувствуют себя неполноценными, если это стремление остается нереализованным. Очень важно, чтобы у сына дочери была возможность встречаться с друзьями дома. Даже если у подростка нет собственной комнаты, предоставьте ему «крышу» для общения со сверстниками. И тогда дом для детей станет самым притягательным местом.
3. Никогда не угрожайте подростку, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так.  К примеру, заявление родителей, чтобы дочь не переступала порог дома, если с ней случится беда (ранняя беременность, изнасилование, опыт употребления наркотиков), могут обернутся трагедией. Вообще, подросток воспринимает угрозы как руководство к действию. Боясь, что его действительно выгонят он уходит сам.
4.Старайтесь вместе решать,  как проводить досуг. Если свободное время заполнить интересными и полезными занятиями, многие проблемы будут решены. Подростки готовы посещать любые секции за компанию с приятелем или одноклассником. Организуйте такую компанию, пусть даже для этого вам придется заплатить за абонемент друга или подружки. Все-таки бассейн или секция каратэ- это гораздо лучше, чем «беспризорный» досуг.
5.Старайтесь принимать любые откровения сына или дочери как признак огромного доверия к вам. Выслушайте подростка всегда, особенно если он хочет поделиться с вами чем-то откровенным. Нив коем случае не высказывайте категорических суждений в его адрес вроде: «Я предупреждала тебя, что так получится!» Не отбивайте у подростка желание советоваться с вами. И тогда с любой проблемой он прибежит именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят.
Что делать, если подросток уже ушел из дома или такая ситуация
повторяется из раза в раз?
  •  Не пытайтесь решить проблему силовыми методами. Некоторые родители, боясь очередного побега, прячут вещи подростка, запирают его в квартире и т.д. В этом возрасте очень сильно развито стремление к противоречию. Поэтому драконовские меры могут только усилить желание подростка вырваться из дома.
  • Необходимо проанализировать, почему сыну или дочери было неуютно с вами. Быть может, что-то изменилось в отношениях взрослых? Тогда стоить подумать, как оградить подростка от своих проблем
  • Ситуация действительно нестандартная, поэтому вам может потребоваться помощь психолога или психотерапевта. Хорошо, если вы найдете «узкого» специалиста, который не первый год работает с детьми и  подростками. И, конечно, замечательно, если на прием к нему вы придете вместе с ребенком. Всевозможных психологических центров и консультаций сейчас достаточно, поэтому можно обратиться к нескольким специалистам, чтобы найти наиболее близкого по убеждениям. Не пытайтесь заманить ребенка в кабинет психолога или психотерапевта обманом.
  • Помните, что дети очень хорошо чувствуют ложь взрослых и непоследовательность родителей принимается ими за образец поведения!
 
социальный педагог МБОУ СОШ № 2 Городилова Л.К.
Дата последнего обновления страницы 01.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения