Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 2"

Место нахождения: Кемеровская область, город Междуреченск, проспект Коммунистический, 9
e-mail: school-2@bk.ru
Директор МБОУ СОШ № 2 - Гапоненко Ольга Юрьевна : 8(38475) 2-28-95, факс 8(38475) 6-10-44        
Сайт МКУ "Управление образованием Междуреченского городского округа" : http://ko.m-sk.ru/ 
      

 

Работа с тревожными детьми

                                  
Тревожные дети
         В наше время число тревожных детей неуклонно растёт, причём психологи выявили такую закономерность: чем выше тревожность окружающих взрослых, тем больше она передаётсяребёнку.
         В психологии существует  следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая  особенность,  заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в т.ч. и таких, которые к этому не предрасполагают.
         Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога-это эпизодическое проявление беспокойства, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребёнок волнуется перед выступлением на празднике или отвечая у доски. Но это проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остаётся спокойным. Это – проявление тревоги. Тревожность же не связана с какой-то определённой ситуацией и проявляется почти всегда. Причём это состояние присутствует в любом виде деятельности, будь то учёба, игра,  общение с незнакомыми людьми и т.д.
         Опасность такого состояния ребёнка в том, что, постоянно находясь в напряжении, постоянно сдерживая свою внутреннюю энергию, ребёнок значительно расходует свои жизненные силы, истощает свой организм, а это приводит к частым болезням и нарушениям развития.
         В чём же причина возникновения тревожности у детей?
         В настоящее время нет единого мнения на этот счёт, однако большинство учёных считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений, и, хотя понятно,  что ни один здравомыслящий родитель не хочет, чтобы его ребёнок стал тревожным, однако порой действия взрослых как раз к этому и ведут.
1.Нередко родители предъявляют ребёнку завышенные требования, соответствовать которым он не в силах. /стать отличником во что бы то ни стало/. Ребёнок не может понять, как и чем угодить родителям, чтобы добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить всё, что ждут от него папа и мама.
2.Непоследовательные и противоречивые требования, запреты без всякого объяснения: вчера ещё можно было смотреть ТВ без всякого ограничения, а сегодня почему-то нельзя
3.Угроза невыполнимых наказаний   /  «Замолчи, а то рот заклею!», «Уйду от тебя!»/.
Тревожные дети и без того боятся всего на свете, а такие высказывания приводят к ещё большему стрессу. Поэтому родителям нужно быть очень осторожными в этом отношении, ведь взрослые порой, сказав что-то сгоряча, тут же и забудут, а ребёнок будет переживать очень долго.
4. Очень большое количество замечаний по каждому поводу.
Попробуйте ради интереса записывать все свои замечания ребёнку, сделанные в  течение  дня, а вечером перечитайте список. Скорее всего, вам станет ясно, что большинство замечаний можно было бы и не делать.
         Специалисты рекомендуют работать с    тревожными детьми в 3-х направлениях:
1.Повышение самооценки.
2.Обучение ребёнка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих для него ситуациях.
3.Снятие мышечного напряжения.
                 Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений
1.        Конечно, повысить самооценку ребёнка за короткое время невозможно. Для этого нужно потрудиться.
Ежедневно находите повод, чтобы похвалить ребёнка даже за небольшие успехи. Но похвала должна быть  искренней, и ребёнок должен знать, за что вы его похвалили.
Конечно, взрослые знают, что детей нельзя сравнивать друг с другом, но в отношении тревожных детей этот приём вообще недопустим. Желательно также избегать состязаний и таких видов деятельности, где сравниваются достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать даже простая спортивная эстафета. Лучше сравнивать достижения ребёнка с его же результатами, показанными, к примеру, неделю назад. Даже если ребёнок совсем не справился с заданием, нельзя ни в коем случае говорить, что он сделал что-либо хуже всех.
2.        Обучать ребёнка управлять своим поведением можно на примере литературных произведений, где можно показать детям, что смелый человек не тот, кто ничего не боится (таких людей вообще нет на свете), а тот, кто умеет справиться со своим страхом.
Можно предложить ребёнку нарисовать свои страхи, а потом побеседовать с вами о них. Такие беседы помогут тревожным детям осознать, что и у других людей бывают похожие проблемы, а не только у них, как  им раньше казалось.
         Обращаясь к тревожному ребёнку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите до уровня ваших глаз.
         Очень полезно применять ролевые игры, в которых разыгрываются как  знакомые ситуации, так и те, что вызывают особую тревогу / например, «боюсь врача, собаки и т. п.»  Эти игры, в которых ребёнок действует от имени вымышленного персонажа, помогают ему выразить свои эмоции, справиться с напряжением и в конце концов преодолеть свои страхи.
3.        Для снятия мышечного напряжения очень хорошо использовать игры на телесный контакт. Ласковые прикосновения родителей помогут чувствовать себя уверенней, справиться со страхами насмешки и одиночества.
Полезны также упражнения на релаксацию, различные дыхательные упражнения.
Хороший способ снятия тревожности – раскрашивание лица ненужными мамиными помадами, импровизированный маскарад с масками и костюмами, вместо которых можно использовать старую взрослую одежду. Такое представление принесёт не только удовольствие, но огромную пользу в том числе и взрослым.
 
Дата последнего обновления страницы 01.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения