Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 2"

Место нахождения: Кемеровская область, город Междуреченск, проспект Коммунистический, 9
e-mail: school-2@bk.ru
Директор МБОУ СОШ № 2 - Гапоненко Ольга Юрьевна : 8(38475) 2-28-95, факс 8(38475) 6-10-44        
Сайт МКУ "Управление образованием Междуреченского городского округа" : http://ko.m-sk.ru/ 
      

 

Советы родителям по адаптации пятиклассников

 
В первую очередь хочу поздравить Вас, дорогие родители, Ваши дети успешно перешли из  младшей школы в среднее звено. Теперь их называют уже не младшие школьники, а младшие подростки.
Младший подростковый возраст считается достаточно сложным, ведь подросток впервые встречается со множеством неизвестных для него трудностей. От всех нас – педагогов и родителей – зависит, насколько быстро и успешно ребенок сможет справиться с трудностями адаптации.
   
Итак, каковы же  специфические особенности нашего пятиклассника.
1. Появление чувства взрослости, когда подросток стремится утвердить свою самостоятельность, независимость, освободиться от опеки и контроля. В это время постепенно происходит замена влияния семьи влиянием сверстников.
2. У большинства детей начинается физиологическая перестройка организма, которая сопровождается импульсивностью, частой и порой необъяснимой сменой настроения,(только что улыбался, и вот уже сидит насупившись) появляется  упрямство и даже агрессивность. Может обостриться комплекс собственной неполноценности (особенно по поводу внешности), учащаются конфликты  и ссоры с родителями, педагогами и сверстниками.  
Но, как ни странно, такой вот, казалось бы, взрослый и независимый подросток нуждается в постоянной поддержке и принятии.
3.Происходят изменения и в умственном развитии: быстро развивается теоретическое мышление, логическая память, возрастает умственная активность. Но, интересный момент: доказано, что способности младших подростков развиваются только в деятельности, которая нравится и вызывает положительные эмоции.
Кроме возрастных изменений, в жизни ребенка происходят и внешние изменения: появляются новые учителя, новые предметы, новые требования и нормы поведения.
Конечно, пятикласснику в этих непростых условиях необходима наша помощь и повышенное внимание.
Не удивляйтесь, если в первое время появятся изменения в поведении и психике ребенка: возрастёт тревожность, снизится работоспособность, повысится робость или наоборот, появится «развязность», появится неорганизованность и забывчивость,может нарушиться сон, аппетит
Такие функциональные отклонения проявляются примерно у 70-80% пятиклассников.
Надо сказать, что у большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.
Какова же должна быть помощь родителей в период адаптации?
Для удобства выделим две основные задачи адаптации пятиклассника: научиться организовывать свой труд и общаться со сверстниками.
Разберем первую задачу – научить трудиться.
Успешно учиться ребенок будет только в том случае, если этот процесс вызывает положительные эмоции.  Как заинтересовать ребенка предметом? Обязательно проявляйте интерес к школе, классу, учителям, обсуждайте с ребенком задания, уделяйте внимание особо трудным предметам, изучайте вместе дополнительную  литературу. Чем больше он будет узнавать о предмете, тем интереснее ему будет заниматься. Обязательно поощряйте успехи ребенка – как учебные, так и внеучебные.
Никогда не обсуждайте с ребёнком, либо при ребёнке учителей, иначе не сможете сформировать положительное отношение к школе.
Кроме положительной мотивации, важно научить ребенка правильно организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать всё необходимое для школы). Важно, чтобы контроль был обоснованным: если задание у ребенка не получается, не делайте его за него, а делайте  вместе с ним, затем пусть ребенок решит подобную задачу самостоятельно. Необходимо учить ребёнка работать над уроками сейчас, иначе к 8 классу материал будет запущен, и привычка к систематическим занятиям сформирована не будет.
Необходимо  помочь решить и вторую задачу – научить ребёнка общаться, если есть трудности в этом отношении. От этого во многом зависит успешность адаптации. А на успешное общение с одноклассниками влияет самооценка ребенка. В этом возрасте возможно снижение самооценки, что проявляется в робости, застенчивости, либо, наоборот, повышенной агрессивности, мнительности, когда ребенку кажется, что никто его не понимает, его недооценивают и даже относятся враждебно.
Важнейшее условие формирования адекватной самооценки пятиклассника - недопустимость запугивания, критики в  присутствии других людей (даже родственников, сверстников). И, конечно, безусловное принятие ребенка, не смотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Очень важно прививать самостоятельность. Кроме учебных дел у него должны быть свои домашние обязанности: убраться в комнате, вынести мусор. Так ребенок будет чувствовать свою значимость,  что способствует развитию нормальной самооценки и самоуважения, ответственности.
Обязательно проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к школьным делам. Больше общайтесь со своим ребенком. Так вы будете в курсе его школьных дел и сумеете не только вовремя помочь, если в этом возникнет необходимость, но и сохраните тёплые отношения в дальнейшем с уже повзрослевшим ребёнком. А насколько это важно, думаю, все понимают…
Надеемся, эти советы помогут Вам и Вашему ребенку на трудном этапе взросления и помогут быстрой адаптации к новой среде!
Дата последнего обновления страницы 01.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения