Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 2"

Место нахождения: Кемеровская область, город Междуреченск, проспект Коммунистический, 9
e-mail: school-2@bk.ru
Директор МБОУ СОШ № 2 - Гапоненко Ольга Юрьевна : 8(38475) 2-28-95, факс 8(38475) 6-10-44        
Сайт МКУ "Управление образованием Междуреченского городского округа" : http://ko.m-sk.ru/ 
      

 

Как помочь ребенку, переживающему горе

 
К сожалению,  в жизни ребёнка встречаются не только радости, порой он испытывает и настоящее горе, связанное с потерей близких, и взрослые должны знать, как в обычной повседневной жизни помочь ребёнку пережить горе, поддержать его, предотвратить развитие неврозов.
Если в семье горе, не надо делать вид, что ничего не случилось. Ребёнок должен иметь возможность выразить свои чувства вместе со всеми. Переживания ребёнка не только нельзя игнорировать, но важно признать его право на переживание. Это не уменьшает эмоционального потрясения, но позволяет предотвратить возникновение глубоких страхов, которые могут привести к тяжёлым психологическим проблемам много лет спустя. В это трудное время ребёнку требуется поддержка, проявление заботы и внимания.
Период острого переживания горя у ребёнка обычно короче, чем у взрослого, но про столкновении с новыми жизненными ситуациями его горе вновь оживает («Все пришли в школу с мамами и только я пришёл с папой»).
Что считать нормальными реакциями ребёнка? Шок – первая реакция на смерть. У детей он обычно выражается молчаливым уходом или взрывом слёз. Обнимите ребёнка, дайте ему расслабиться, поплакать, посидеть или полежать, но не обхаживайте его, словно у него болят зубы. Ему нужно время, чтобы погоревать, поговорить об утрате.
Если ребёнок достаточно большой, позвольте ему участвовать в приготовлении к похоронам, тогда он не будет чувствовать себя одиноким среди занятых делами взрослых.
Отрицание смерти – следующая стадия переживания горя. Дети не могут поверить, что близкого человека больше нет рядом.
Поиски – следующая стадия переживания горя для ребёнка. Он потерял кого-то и теперь должен его найти. Невозможность найти порождает страх. Отчаяние наступает, когда ребёнок осознаёт безвозвратность потери. Он вновь начинает плакать, кричать, отвергать любовь других людей. Только любовь и терпение могут преодолеть это состояние
Гнев выражается в том, что ребёнок сердится на родителя, который его покинул или на Бога, забравшего его. Маленькие дети могут ломать игрушки, устраивать истерики. Подростки могут грубить взрослым, «ни за что» обижать младших, могут впадать в депрессию.
                     Как семья может помочь страдающему ребёнку 
  • Прежде всего необходимо, чтобы переживание разделялось всеми членами семьи.  Желательно принятие траура всеми членами семьи, включая детей (кроме дошкольников). Это совместное переживание, понятное каждому члену семьи.
Горе никогда не проходит. Мы сохраняем близких живыми в нашей памяти, и это очень нужно нашим детям. Это позволит им извлечь позитивный опыт горя и поддержит в жизни.
  • Самое сложное для взрослого – сообщить ребёнку о смерти близкого. Лучше, если это сделает кто-то из родных. В этот момент очень важно прикасаться к ребёнку, взять его руки в свои, обнять или взять на руки. Ребёнок должен почувствовать, что его по-прежнему любят. Важно также, чтобы у ребёнка не возникло чувства вины в связи со смертью близкого.  Ребёнок может проявить вспышку гнева по отношению к взрослому, принёсшему печальную весть. Не надо в этот момент уговаривать его взять себя в руки, т.к. горе, не пережитое вовремя, может вернуться месяцы или годы спустя.
Дети постарше предпочитают в этот момент одиночество. Не спорьте с ними, не приставайте к ним – их поведение естественно в данной ситуации. Сдерживание слёз противоестественно и даже опасно, но не нужно и заставлять ребёнка плакать, если он не хочет.
В период горя не нужно изолировать ребёнка от семейных забот. Все решения должны приниматься сообща.      
  • Желательно, чтобы ребёнок говорил о своих страхах, но, хотя порой к этому его побудить нелегко, нужно стараться делать это.  
Считается, что после похорон жизнь семьи приходит в норму: взрослые возвращаются на работу, дети – в школу. Но именно в этот момент потеря становится наиболее острой. В первые дни после трагедии дети знают, что имеют право на любое проявление чувств. По прошествии времени на смену могут прийти такие явления, как энурез, заикание, грызение ногтей, сонливость или бессонница.
Невозможно дать рецепт по каждому конкретному случаю, но главное – ребёнок должен чувствовать, что его по-прежнему любят и понимают.
В течение многих месяцев после смерти близкого человека острые эмоциональные вспышки будут омрачать такие события как праздники, дни, рождения. Затем сила выражения эмоций, как правило, ослабевает. Потеря не забывается, но семья учится управлять своими чувствами.
  • В каких случаях ребёнку требуется специальная помощь?
В качестве тревожных симптомов можно назвать следующие:
-  длительное неуправляемое поведение, острая чувствительность к разлуке, полное отсутствие проявления каких-либо чувств;
-анорексия, бессонница, галлюцинации, депрессия (чаще у подростков);
-отсроченное переживание горя, затянувшееся беспокойство.
Дата последнего обновления страницы 01.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения